Концепция консультационных продаж ввел Н.Рэкхем (СПИН-selling) в 1982 году.
В течение 40 лет этот метод является основным для b2b продаж на зарубежных рынках. Все последующие течения (Solution selling, Inbound selling, Challenger selling, SNAP selling и проч.) являются вариациями на тему консультационных продаж и содержат в себе базовые постулаты SPIN-selling.
Читайте в статье:
Транзакционные и консультативные продажи: зачем их разделять
Транзакционные и консультативные продажи: особенности рынка
Транзакционные и консультативные продажи: особенности
ТРАНЗАКЦИОННЫЕ И КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ: ЗАЧЕМ РАЗДЕЛЯТЬ
В управлению продажами знание типа продажи полезно для повышения эффективности процесса продажи в компании.
В транзакционных и консультационных продажах Процесс продаж будет разным. Этапы, которые формируют процесс, будут отличаться по видам работ и их количеству, по длительности работ и применяемым техникам продаж, а также по показателям, которые контролируют качество работы менеджера на каждом этапе.
Продажа может быть как транзакционной, так и консультационной при продаже одного и того же продукта, даже при продаже одному сегменту клиентов.
Главный показатель, который различает транзакционную и консультационную продажу — это длинна цикла сделки. Она в свою очередь линейно зависит от и наличия или отсутствия у клиента явной (признаваемой) потребности.
В транзакционной продаже клиент вступает в контакт с продавцом с четким пониманием того, какой именно продукт он покупает. В консультационной продаже клиенту необходима помощь от продавца в том, чтобы сделать правильный выбор.
Современные методы лидогенерации позволяют даже при продаже сложных В2В и В2С продуктов и услуг сформировать у клиента Явную потребность до его первого живого контакта с продавцом. Качественный лендинг, директ и SMM отвечают клиенту на многие вопросы по продукту, определяют критерии выбора и формируют Потребность.
Новые технологии позволяют многое делать за продавца. И все же роль менеджера все еще высока. Особенно в точке обработки входящего теплого запроса. Риск не удержать здесь клиента и не перевести его в продажу все еще высок: слишком жесткая конкуренция в любой отрасли, наличие похожих предложений от конкурентов — все это не способствует закрытию сделки.
Важно разбираться в сущности транзакционной и консультационной продажи для того, чтобы повышать вероятность закрытия клиента в сделку как при быстрой транзакционной продаже, так и в консультационной продаже с длинным циклом сделки.
ТРАНЗАКЦИОННЫЕ И КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ ПРОДАЖИ: ОСОБЕННОСТИ РЫНКА
Современные технологии рынка нивелирует конкурентные стратегии основанные на дифференциации. Товаров и услуг все больше, заменяемость продуктов возрастает, клиентов на всех не хватает.
Сила бизнеса уменьшается: выживая, компании вынуждены запускать новые продукты и сервисы, дифференцироваться дополнительными услугами и сервисной поддержкой. Но на большинстве рынков товары и услуги становятся все менее уникальными.
На рынке, где уникальные товары и услуги сам продукт создает ценность, она доносится покупатлю, и продавец за счет этого выживает.
На рынке заменяемых продуктов продавцу уже недостаточно донести до клиента выгоды и ценность товара. Ценность должна создаваться также и самим процессом продажи.
СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ДЕЛАЕТ СПОСОБ ПРОДАЖИ ВАЖНЕЕ ЧЕМ ПРЕДМЕТ ПРОДАЖИ
Усиливающаяся конкуренция и снижающаяся дифференциация делают способ продажи важнее чем предмет продажи. Современная стратегия продажи должна основываться на стратегии и планировании, действия продавца основанные на интуиции работать не будут.
ТРАНЗАКЦИОННЫЕ И КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ ПРОДАЖИ: ОСОБЕННОСТИ ПОКУПАТЕЛЕЙ
Современный рынок стал рынком покупателя, а не продавца: с клиентом работать сложнее, он стал требовательнее, и часто знает о продукте все без помощи продавца.
В транзакционных продажах для покупателя важны его затраты, он делает выбор основываясь на цене и удобстве.
В консультационных продажах клиент готов доплачивать за дополнительную ценность, которая создается продавцом.
Какого рода ценность может создать продавец?
В современных продажах ценность для клиента в знании продавца каким образом продукт может изменить бизнеса клиента к лучшему.
Технологии с одной стороны сделали продажи проще и продукты доступнее, но с другой стороны клиенту стало сложно разбираться в их изобилии и в том, как именно тот или иной продукт может влиять на бизнес клиента.
Задача продавца работать не экспертом продукта, а экспертом по бизнесу клиента.
ТРАНЗАКЦИОННЫЕ И КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ ПРОДАЖИ: ОСОБЕННОСТИ
Существуют некоторые особенности транзакционных и консультационных продаж:
Транзакционная продажа — не обязательно маленькая продажа, крупные сделки могут быть тоже транзакционными. В случае, если клиент был качественно подготовлен консультациями в компаниях-конкурентах или самостоятельно изучил информацию в интернете, он может по тем или иным причинам выбрать ваш продукт. И в этом случае Цикл сделки будет коротким.***
Покупатель может быть транзакционным в одной сделке (например, в первой покупке) и консультационным — в другой (во второй покупке). В случае, если у клиента нет ответа на проблему, то он будет покупать консультационно.
Важно соблюдать одно условие:
Продажа не может быть эффективной, если продавец гонится за скоростью сделки и в то же время за консультационными возможностями.
Для транзакционных и консультационных продаж должны быть разные типы продавцов с разными компетенциями:
для обработки теплых входящих запросов — тип продавца способного одновременно обрабатывать большое количество запросов и не терять их;
для утепления и развития лидов, привлеченных на выставках и по холодным звонкам — тип продавца-эксперта, разбирающегося в бизнесе клиента, и в том, как именно продукт его усиливает.
Digital-экономика способствует автоматизации В2В продаж, они уходят в он-лайн, покупатели все меньше хотят общаться с продавцами. Там, где покупка оформляется с помощью цифровых сервисов продажа всегда быстрая и транзакционная.
Матрица развития и оценки навыка
Проверьте себя прямо сейчас — умеете ли вы задавать СПИН-вопросы
Сложные продажи требуют определенных компетенций от компании работающей на сложном рынке. Узнайте, какие параметры сложных продаж обеспечат вам высокую эффективность.
Процесс выявления потребностей — самый сложный и неоднозначный. Читайте, как изменяется потребность во времени, как на неё воздействовать, выявлять и управлять ею.