Что грозит бизнесу в результате неудачного внедрения CRM-системы?
9 ошибок плохого внедрения, которые нужно избегать бизнесу
ОЖИДАНИЯ БИЗНЕСА ОТ ВНЕДРЕНИИ CRM-СИСТЕМЫ
Правильно внедренная и настроенная под ваш бизнес CRM-система помогает соединить воедино ваш бизнес-процесс и стратегию клиента. За счет этого вы повышаете качество обслуживания клиентов, создаете базу постоянных клиентов и, в конечном итоге, увеличиваете продажи.
На CRM-систему часто возлагают большие надежды — с помощью автоматизации вы хотите получить не один, а сразу несколько результатов:
Усилить аналитику и отчетность;***
Сделать работу отдела продаж полностью прозрачной;***
Увеличить выручку и прибыль;***
Снизить затрата на маркетинг;***
Повысить лояльность существующих клиентов.
К сожалению, нередко внедрение CRM-системы затягивается, цели внедрения не достигаются, а функционал используется лишь на 20% от возможного. Издержки на внедрение были, время тратилось, но существенного роста продаж не произошло.
Каковы ваши риски в случае неудачного, затянутого проекта по внедрению CRM?
РИСКИ В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕУДАЧНОГО ВНЕДРЕНИЯ CRM-СИСТЕМЫ
Очень типичная ситуация: вы рассчитывали на сжатые сроки внедрения и резкий рывок в продажах. Однако результат прямо противоположен!
Менеджеры недовольны — из-за необходимости соблюдать старые и новые правила объем работы резко вырос. Сам процесс продажи стал не проще, а сложнее — взаимодействие между подразделениями только ухудшилось из-за неразберихи. В итоге общая результативность не только отдела продаж, но и тех отделов, которые поддерживают его, упала.
Вот стандартный список проблем, к которым вам нужно готовится в случае, елси внедрение пойдет «не так»:
ваш процесс внедрения СRM-системы существенно затянется;
объем работы у менеджеров существенно вырастет;
процесс работы с клиентом станет сложнее и длиннее;
взаимодействие между подразделениями станет хуже;
общая результативность снизится.
Затянвушвееся внедрение CRM-системы и общая неразбериха обязательно скажется на снижении лояльности сотрудников, риски того, что они начнут посматривать в сторону конкурентов увеличатся. Потери людей грозят потерями баз данных, а также ростом издержек на поиск замены и обучение новых сотрудников.
Почему внедрение CRM-системы может проходить с проблемами и и затягивается?
10 ОШИБОК ПРИ ВНЕДРЕНИИ CRM-СИСТЕМЫ
► ОШИБКА № 1. Непонимание куда идем
Еще до старта внедрения вы точно уже хорошо понимаете что происходит в вашем бизнесе и процессах? И уже создали четкое видение того, к чему хотите придти в будущем?
Нечеткое или неструктурированное понимание того, как вы создаете свой конечный продукт сейчас приведет к тому, что важные требования к СRM-системе будут упущены. А непонимание того, каким бы вы хотели видеть процесс управления продажами завтра, выливается в то, что какждый работает ради своей цели. И цели разные для всех участников.
Цели внедрения CRM-ситсемы определяют процесс выбора системы и конфигурацию проекта по внедрению. Цеди внедрения определяются после описания бизнес-процесса продажи и выявления в нем «узких зон».
Опишите сквозной бизнес-процесс as is, затем смоделируйте процесс каким он должен быть (to be), выставьте цели для каждого этапа, проанализируйте их. И только после этого определите приоритетную цель для проекта по внедрениию CRM.
► ОШИБКА № 2. Недостаток контроля со стороны руководства компании
Если кураторство внедрения CRM-системы передаете кому-то из сотрудников среднего звена без активного спонсорства старших руководителей, оно точно пойдет с рисками.
Только ТОП-руководство должно: 1). определить как и какие именно подразделения будут использовать CRM-систему и 2). собрать проектную команду внедрения.
Любые серьезные внедрения переводят команду на другой, более высокий уровень. И лучший стимул замотивировать компанию работать в CRM — это участие ТОП-менеджмента в проекте.
###
Если коммерческий директор не разбирается в функционале CRM, значит отдел продаж точно не захочет использовать ее на 100%.
► ОШИБКА № 3. Выбор неправильной CRM по «правильной» цене
Если вы выбираете CRM-систему основываясь только на стоимости ее владения, а не на требуемом для вас функционале, вы рискуете потерять больше от упущенных возможностей.
Формируйте требования к СРМ-системе после описания бизнес-процессов и сбора пожеланий от всех сотрудников, работу которых вы планируете автоматизировать с помощью СРМ.
И, главное, готовьтесь к планомерному и многоэтапному внедрению: от настроек и интеграций до обучения пользователей и окончательной оптимизации и расшивки «узких зон» в процессах, которые выявятся уже после внедрения.
► ОШИБКА № 4. Отсутствие проектной группы внедрения
Чем крупнее бизнес тем меньше
конкретики в постановке задач. Часто руководители подразделений выдвигают
разные требования, которые могут не совмещаться в одном решении либо требуют
планомерного внедрения и контроля за ним.
Количество параметров, которые необходимо
учитывать на всех этапах процесса продажи и сопровождения может быть слишком
велико.
На старте проекта по внедрению
какое-то время занимает разработка Технического задания и выбор Интегратора.
Эффективность проекта внедрения
зависит от того, на каком этапе внедрения вы создадите проектную команду
внедрения. Чем раньше — тем лучше.
Кто должен входить в состав
проектной команды?
Куратор проекта: ключевая фигура команды. Куратор отвечает за выделение необходимых ресурсов и результат проекта.***
Бизнес-заказчик: сотрудник, отвечающий за выставление требований к CRM. Заказчиков может быть несколько. Желательно, чтобы Заказчик собрал требования от всех подразделений и отвечал за их реализацию.
Руководитель IT-подразделения: сотрудник, отвечающий за существующй IT-ландшафт компании.
Руководитель проекта: сотрудник, отвечающий за реализацию проекта внедрения. РП может быть руководитель IT или коммерческий директор. Этот сотрудник должен знать внутреннее устройство компании.
Бизнес-аналитик: сотрудник описывающий бизнес-процессы. Часто им может выступать сторонний консультант. Если главная задача внедрения это автоматизация продаж, то консультант имеющий опыт в во внедрении CRM описывает бизнес-процессы с экспертным пониманием того, какими они должны быть.
СRM-технолог: отвечает за настройки CRM. Часто это сотрудник со стороны Интегратора.
Перечисленный состав команды является обязательным для успешной реализации проекта. На больших проектах состав команды может быть существенно расширен и измеряться 10-ками сотрудников внутри компании, не считая вовлеченных партнеров — бизнес- консультантов, интеграторов, вендоров.
► ОШИБКА № 5. Установка нереальных сроков внедрения
Внедрение CRM является масштабным проектом и требует значительных затрат времени и ресурсов. Поэтому планируйте внедрение в несколько этапов.
Контролируйте дедлайн каждого этапа. Определяйте заранее причины, которые могут влиять на сроки. Чаще всего это отсутствие правильного тайм-менеджмента и контроля.
Лайфхак: Сроки обязательно будут длиннее чем вы их запланируете. Поэтому закладывайте в план дополнительно минимум еще 60% времени.
► ОШИБКА № 6. Недостаток обучения и наставничества
Плохая адаптация пользователей это одна из наиболее распространенных причин сбоя внедрения CRM.
Без надлежащего обучения пользователей перевод вашей команды из электронных таблиц в CRM может стать непростой задачей. Поэтому, планируя внедрение CRM, вовлекайте пользователей как можно раньше, чтобы получить от них обратную связь, вовлечь в проект, обучить работе и минимум два месяца постоянно контролировать регламент использования CRM.
► ОШИБКА № 7. Выбор немасштабируемой СRM-системы
Большинство компаний запускают проект, учитывая только свои текущие потребности. Хороший бизнес со временем меняется и развивается — вы создаете новые продукты и услуги для своих клиентов. Хорошая CRM должна разрабатываться с учетом этого роста, с учетом расширения и доработки функционала. Это включает в себя процесс выявления проблем и улучшений для включения в следующую итерацию CRM.
Внедрение CRM и ее кастомизация — это непрерывный проект. Новые требования будут возникать по мере роста вашего бизнеса.
Чтобы избежать смены систем изначально выберайте такую CRM, которая масштабируется с ростом вашего бизнеса и становится единственным центром совместной работы отделов продаж, сопровождения и маркетинга.
► ОШИБКА № 8. Наличие «узких» мест в процессах отдела продаж
Чтобы заранее устранить неэффективные и неработающие бизнес-процессы перед развертыванием CRM изучите бизнес-процесс продажи и сопровождения и устраните недостатки.
CRM обеспечивает наилучшую ценность, когда процессы хорошо спланированы и выполнены.
► ОШИБКА № 9. Недоработки в настройках
Вы не сможете получить максимальную отдачу от своей CRM, если не используете рабочие процессы, отчеты, списки, внешние интеграции приложений и многие более мощные функции CMR для удовлетворения вашего бизнес-процесса.
В случае, если вы осуществляете комплексную автоматизацию всего процесса продажи и сопровождения, перед вами встает вопрос необходимости четко видеть каким должен быть конечный продукт.
Им часто становится не просто CRM-модуль со стандартными настройками, а CRM-портал. В нем автоматизируются бизнес-процессы и программируется вся необходимая аналитика.
В таких проектах бизнесу нужен эксперт, который выполнит роль Product Owner — «владельца» продукта. Эту роль выполняет эксперт-консультант с опытом автоматизации продаж.
Участие консультанта минимизирует риск неправильной автоматизации и ускоряет проект по внедрению на 40-50%.
► ОШИБКА № 10. Слишком много всего за один раз
CRM-система, которую вы выбрали, может обладать столь широкими возможностями, что вы захоите сразу автоматизировать все процессы: и продажи, и маркетинг, и тех. поддержку.
Проект, который начинался как усиление управления воронкой продаж теперь должен удовлетворять потребности нескольких отделов и учитывать десятки вариантов использования.
Масштабы проекта растут после каждого совещания, и это увеличивает вероятность того, что проект рухнет под собственной тяжестью.
Не дайте этому случиться. Четко определите свой проект. Как только у вас будет этот план, придерживайтесь его.Один из способов сбалансировать расширяющийся проект CRM — разбить вашу реализацию на управляемые части.
Процесс планирование внедрения — это один отдельный этап проекта. Он стандартно состоит из описания процессов, их улучшения и моделирования, формирования ТЗ, настройка, пользовательское тестирование, доработка и обучение сотрудников. Попытка ускорить этот процесс, комбинируя или пропуская этапы, приведет к серьезным проблемам с общей реализацией.
Чтобы проект шел гладко, важно, чтобы каждый этап был управляемым и с реалистичными сроками.
Мы рассказали о 10-ти страндартных ошибках при внедрении CRM-системы. Избегайте их при автоматизации работы отдела продаж.
Опишем бизнес-процессы и внедрим CRM-систему
Закажите консультацию и получите ответы на вопросы по оптимизации вашей CRM
Спасибо, мы свяжемся с вами в ближайшее время
Оцените эффективность вашей системы продаж
Скачайте чек-лист и за 20 минут оцените эффективность вашей системы продаж
Проект интегратора CRM по настройке происходит в 4 этапа. Узнайте, какие работы должен провести интегратор для настройки вашей CRM под задачи продаж и бизнеса.
Внедряйте CRM грамотно: проведите 6 этапов с четкими действиями для того, чтобы избежать ошибок и затягивания проекта. Анализ данных, интервью с пользователями, формирование требований — все это необходимые составляющие внедрения.