Делегирование задач применяется в отделе продаж ежедневно. Это инструмент не только для Руководителя отдела продаж, но и для менеджеров работающих с ассистестентами в парах, а также для супервайзеров.
Статья описывает алгоритм делегирования задач в отделе продаж - опыт экспертов Active Sales Group в проектах по увеличению продаж.
Техника делегирования задач повышает результативность отдела продаж не менее чем на 30-40%.
Как делегировать задачи:
Делегирование задач в отделе продаж: кем и когда применяется
Делегирование задач: алгоритм
Делегирование задач: шаг 1 — анализ ситуации
Делегирование задач: шаг 2 — правила — параметры — показатели
Делегирование задач: шаг 3 — назначение делегата
Делегирование задач: шаг 4 — брифинг с делегатом
Делегирование задач: шаг 5 — проверка понимания
Делегирование задач: шаг 6 — мониторинг и Red Line
Делегирование задач: шаг 7 — приёмка в Dead Line
Делегирование задач: шаг 8 — поощерение
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ЗАДАЧ В ОТДЕЛЕ ПРОДАЖ
Делегирование задач в продажах применяется при любой форме управления: управление отделом, управление проектом, управление процессом (и даже при управлении клиентом!).
Делегирование — это процесс и он проходит по определенным этапам. Вы получаете нужный результат только в случае, если соблюдаете алгоритм делегирования.
Продажи — это ядро бизнеса. Здесь вы ежесекундно управляете процессами, людьми, клиентами.
В каких случаях запускается делегирование задач в отделе продаж?
1. РОП делегирует задачи сотрудникам отдела
В отделе продаж все работы делятся на два типа: рутинные ежедневные активности (звонки, КП, договора, отгрузки и проч.) и проектные работы: участие в выставках, презентациях, программы по удержанию VIP-клиентов, опросы лояльности и исследования.
РОП формирует планы и мероприятия в начале отчетного периода: анализирует результы продаж, формулирует действия для увеличения продаж в следующем месяце и делегирует задачи исполнителям.
Если по результатам ежедневного контроля показателей воронки продаж, пайплайна продаж, метрик и отчетности РОП понимает, что необходимо менять стратегию работы, он ее корректирует и снова делегирует (теперь уже обновленные) задачи исполнителям.
Суть управления продажами — это постоянный анализ статистики продаж, выявление узких мест в процессах, оптимизация техник продаж и делегирование менеджерам работ, цель которых закрывать сделки быстрее, больше и дороже.
2. Менеджер делегирует задачи ассистенту
В сложных В2В продажах менеджер по продажам делегирует рутинную работу по оформлению и сопровождению сделок ассистенту.
В этом случае менеджер выступает в роли руководителя.
Суть управления продажами — это постоянный анализ статистики продаж, выявление узких мест в процессах, оптимизация техник продаж и делегирование менеджеру работ, цель которых быстрее закрыть сделку.
Работа в связке «Менеджер-Ассистент-КАМ» применяеися в двизиональной структуре отдела продаж. Эта структура эффективна при частых отгрузках по широкой номенклатуре в производственных компаниях, в продажах сложных услуг и IT-продуктов.
Менеджеры контролируют своих ассистентов, принимают сделанную работу и делегируют новые задачи.
3. Супервайзер делегирует задачи участникам группы
Если в отделе продаж созданы дивизионы под территорию/продукт/тип клиента и их уже более 3-х, назначайте для каждого дивизиона своего руководителя-супервайзера.
Задачи супервайзера — контроль и администрирование работы группы-дивизиона. Для того, чтобы выстроить работу супервайзеров, создайте Институт супервайзинга: учите принципам делегирования и контроля выполнения задач.
Задача делегирования — получить «запланированный» результат. Делегирование — это четкий алгоритм, если вы его нарушаете, значит не делегируете, а спихиваете работу на другого.
В продажах неправильное делегирование неминуемо приводит к ошибкам в работе с клиентами. Они уходят к конкурентам.
АЛГОРИТМ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ЗАДАЧ
Процесс эффективного делегирования задач состоит из 8-ми шагов:
анализ;***
разработка «правил игры»;***
назначение делегата;***
брифинг с делегатом;***
проверка понимания;***
мониторинг — red line;***
приёмка — dead line;***
поощерение.
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ЗАДАЧ: ШАГ 1 — АНАЛИЗ
Первым шагом делегирования соберите информацию и внимательно ее изучите.
Берите информацию не только из метрик и отчетов. Общайтесь с менеджерами напрямую! Но не во время их работы. Под сбор информации выделены определенные активности в режиме работы отдела.
Вам в помощь регулярные планерки, собрания, а также «разборы полётов».
При подготовке к делегированию задач используйте принцип 3D: «Сделай — Поручи — Уничтожь» (Do — Delegate — Delete). Он поможет вам выявить задачи, которые необходимо делегировать, и задачи, от которых можно отказаться.
После того, как определите, какую именно работу будете делегировать, рассчитайте время, требуемое на работу и делегата, которому ее поручите.
При подготовке к делегированию сформулируйте точные параметры задачи: ее название, содержание, сроки, в которые она должна быть выполнена, и, главное, какой результат требуется получить на выходе.
Особое внимание уделяйте корректировке функционала и планов сотрудника на период, а также KPI его системы мотивации.
В случае, если вы делегируете новую задачу в виде мини-проекта, которая должна быть выполнена помимо основного функционала сотрудника, заблаговременно вносите корректировки в показатели KPI.
В случае, если стратегия привлечения клиентов включает регулярную работу на отраслевых выставках, networking на коференциях, презентации, незапланированные выезды и дополнительная работа с ключевыми клиентами, включайте в систему мотивации KPI для выполнения краткосрочных проектов.
Выполнение задач по этим проектам формулируйте по принципу SMART.
Не спешите делегировать задачу сотруднику: чем тщательнее сформулируете параметры задачи на этом этапе, тем быстрее и качественнее получите результат.
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ЗАДАЧ: ШАГ 3 — НАЗНАЧЕНИЕ
На этом шаге делегирования необходимо решить, кто именно будет выполнять каждую из задач. При выборе делегата решите один человек или команда будет выполнять требуемую задачу.
Любой сотрудник в состоянии выполнить задачу, если она правильно спланирована и описана. И все же, если мы говорим о прдажах, чаще всего при корректировке стратегии работы в клиенте, менеджеру важно, чтобы вы выступили в роли наставника, а не просто поставили задачу.
Это означает, что процесс делегирования в продажах как нигде требует наставничества и обучения. На следующем шаге вам придется провести не только подробный инструктаж о том, как выполнять делегируемую задачу, но и обучить новым техникам продаж.
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ЗАДАЧ: ШАГ 4 — БРИФИНГ С ДЕЛЕГАТОМ
На прифинге с делегатом происходит персональное поручение задачи.
Не проводите делегирование по почте или в мессенджерах. Только лично или, в крайнем случае, по телефону при строгом соблюдении данного алгоритма.
Если не хотите самостоятельно переделывать плохо выполненную задачу, подробно объясните параметры задачи, которые вы сформулировали на этапе № 2.
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ЗАДАЧ: ШАГ 5 — ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ
На этом этапе делегирования спросите у делегата пересказать своими словами то, что он услышал от вас.
Помните, что понимание задачи у делегата будет всегда иным чем у вас. Ошибки в толоковании неизбежны.
Для того, чтобы выяснить, как импенно делегат понял ваше задание, всегда получайте обратную связь! Спросите: «Как понял? Что будешь делать? Расскажи!»
При делегировании понимание задачи у подчиненного будет всегда иным чем у вас
Будьте готовы к тому, что делегат представит вам иное решение задачи. И к том, что оно может быть эффективнее чем ваше. В этом случае сосредоточьтесь на понимании иного способа решения и оцените его плюсы.
Важно: момент обсуждения понимания делегируемой задачи и согласования методов ее решения является ключевым. Взвешивайте совместно с делегатом все «за» и «против». Если требуется, корректируйте первоначальную стратегию выполнения.
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ЗАДАЧ: ШАГ 6 — МОНИТОРИНГ. RED LINE
В процессе делегирования проводите мониторинг выполнения задачи.
Почему мониторинг, а не контроль?
Потому что контролировать процесс делегирования должны сформулированные вами в шаге 2 и озвученные в шаге 4 правила, стандарты и требования.
А на этом этапе вашими задачами будет:
проверить, насколько выполенние задачи соответствует вашим согласованным параметрам;***
проверить насколько выполенение укладывается в сроки;***
выяснить какая необходима делегату поддержка;***
сформулировать более эффективные способы решения задачи.
Как часто осуществлять мониторинг?
Это зависит от сроков делегирования. Чаще всего в отделе продаж они небольшие — от недели до двух.
Правильно поделить срок на два и провести промежуточную проверку в середине срока. Это будет «красной линией» задачи. Это последняя дата, когда можно внести изменения в способ и параметры делегированной задачи.
Что делать, если в точке Red Line что-то пошло не так?
Существует 3 правила реагирования на ошибки:
наказание: крайняя мера, ее применять не рекомендуется; важнее разобраться в причинах проблемы и решить ее;***
критика: направляется на совершенствование менеджера, а не на уличение в промахе;***
анализ ошибки: осуществляется на планерке или «разборе полётов» с целью обучить и не допустить в будущем.
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ЗАДАЧ: ШАГ 7 -DEAD LINE
На этом шаге вы принимаете делегированную задачу. Это проверка вашего умения делегировать: если задача выполена в срок и более чем на 80% поставьте себе пятерку за навыки управления. Если менее 80% — вам следует совершенствоваться как управленец.
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ЗАДАЧ: ШАГ 8 — АНАЛИЗ. ПООЩЕРЕНИЕ
Не забудьте провести анализ выполениния и поблагодарить делегата. Менеджер вложил свои силы и делал работу ради вашего поощерения, но не ради материального вознаграждения. Помните это.
Будьте щедры на похвалу, рассматривайте каждую выполненную с вашей помощью задачу не только как веху для увеличения продаж, но и как способ вашего обучения.
Черпайте силу и энергию для дальнейших подвигов в развитии продаж в результатах ваших подчиненных.
Мы предоставили вам полную инструкцию делегирования задач при управлении продажами. Используйте ее для выполнения планов.
Оцените эффективность вашей системы продаж
Скачайте чек-лист и за 20 минут оцените эффективность вашей системы продаж