Режим рабочего дня - это расписание определенных активностей, которые ваши менеджеры выполняют в определенные часы.
Как составить оптимальный режим рабочего дня для отдела, чтобы каждая минута времени использовалась максимально эффективно? Узнайте алгоритм разработки и внедрения режима рабочего дня - он выработан нашими экспертами в результате проектов по развитию продаж.
Как внедрить режим рабочего дня в отдел продаж:
Режим рабочего дня: 5 правил
Режим рабочего дня: планерка
Режим рабочего дня: холодные звонки
Режим рабочего дня: перерывы
Режим рабочего дня: разбор полётов
Режим рабочего дня: как внедрить за 5 шагов
РЕЖИМ РАБОЧЕГО ДНЯ: 5 ПРАВИЛ
Существует ли в вашем коммерческом отделе жесткий порядок работы? Всегда ли вы знаете на что именно тратят драгоценные минуты рабочего времени ваши менеджеры? Уверены ли вы, что вы получаете адекватный ответ от сотрудника в виде ожидаемого результата в обмен на теплый офис и стабильную заработную плату?
Тайм-менеджмент сотрудников отдела продаж — насущный вопрос для любого руководителя. На деятельность, которая не релевантна прямым обязанностям менеджера по привлечению или развитию клиента, часто уходит до 40% рабочего времени сотрудника.
Вам важно, чтобы работник не просто делал дело. Важно, чтобы он делал именно то, что приводит к результату.
С чего начать выстраивать порядок в отделе? Внедряйте Режим рабочего дня по следующим правилам:
Правило № 1. РЕЖИМ РАБОЧЕГО ДНЯ НА ВИДНОМ МЕСТЕ
Первое
правило режима дня — важно, чтобы он был. Не рассчитывайте, что календарь в
CRM-системе или тренинг по тайм-менеджменту научит ваших продавцов работать по
часам.
С четкого расписания распорядка дня начинается регулярный менеджмент и системное управление. Это задача РОПа (Руководителя отдела продаж) четко определить, какое количество времени необходимо уделять на ту или иную активность.
Разместите листок с режимом рабочего дня на видном месте: на двери при входе в офисе, где сидит коммерческий отдел, и на стене рядом с каждым рабочим столом менеджера.
Правило № 2. ПРАВИЛО «ПАКЕТ 1.5»
Режим
рабочего дня состоит из блоков по 1.5 часа. В них менеджеры осуществляют активности
схожие по своему виду. Правило ограничивает менеджера осуществлять в блоке иную
деятельность.
Выделяйте
блоки под холодные звонки, под подготовку КП, повторные письма и звонки
клиентам. Чем больше ваши активности осуществляются пакетами со схожими видами
работ, тем выше будет результат.
Скорость и качество выполнения деятельности одного вида всегда растут.
Правило № 3. ПРАВИЛО 1.5 / 10
Режим рабочего дня отдела продаж состоит из блоков по 1.5 часа каждый. Блок содержит активности, которые менеджер обязан выполнять в строго определенное время дня.
Перерывы между блоками содержат 10 минут. Это личное время, в течение которого менеджер может выпить чашку кофе или выйти на перекур.
Любое хождение по офису и выход за пределы рабочей зоны коммерческого отдела запрещены.
Правило № 4. РЕЖИМ РАБОЧЕГО ДНЯ ПРИВЯЗАН К МОДЕЛИ И ГЕОГРАФИИ ПРОДАЖ
Блоки режима содержат активности, которые привязаны к следующим параметрам:
Модель продаж. Если вы делаете холодные звонки, то режим дня должен содержать блок, в течение которого менеджеры звонят по холоду. И не осуществляют другие активности (не отвечают на входящие письма, не готовят КП и проч.);///
Процесс продаж. Все действия продавца направлены на то, чтобы пройти определенные этапы бизнес-процесса продажи. Формируйте режим рабочего дня под требования этапов бизнес-процесса: если у вас есть встречи с клиентами, отведите под них определенный день недели и проводите встречи «пакетами» по несколько встреч в течение одного дня; если вы продаете только по телефону — выделите в режиме дня блок только на подготовку КП, презентаций и писем, а также на повторные звонки клиентам;///
География продаж. Если вы работаете с регионами другого часового пояса, начинайте рабочий день раньше (не с 10:00, а с 9:00 или 8:00). Вы можете создать индивидуальный режим дня специально для менеджера, который работает с отдаленными регионами.
Правило № 5 ЭККАУНТИНГ ПОДЧИНЯЕТСЯ РЕЖИМУ ДНЯ ПРОДАВЦОВ
Нужен ли режим рабочего дня для менеджеров отдела клиентского сервиса?
Да. Но есть нюансы.
Оба коммерческих подразделения (и отдел продаж, и отдела эккаунтинга) в идеале должны размещаться в одном помещении. Это сплотит команду и повысит качество работы эккаунтинга (избавит «старичков» от звездной болезни и увеличит продажи по текущей базе).
Обе команды должны работать совместно и не разделяться стенами офиса.
Поэтому эккаунтинг имеет такое же расписание дня, как и у менеджеров отдела продаж: блоки времени на работу и блоки времени на перерывы.
Однако виды активностей в каждом блоке дня у эккаунтинга произвольные для каждого менеджера. Содержание блоков должно регулироваться руководителем клиентского сервиса на утренней планерке. Основной инструмент за контролем эффективности рабочего дня эккаунтинга — это ежедневный отчет по выполнению определенных KPI.
В обязательном порядке включайте в распорядок дня утреннюю планёрку.
Цели планёрки:
подвести итоги выполнения планов продаж за предыдущий рабочий день;***
указать на ошибки в отчетности и результатах за предыдущий день;
скорректировать планы и задачи на текущий день;
замотивировать на результат.
Как базовый элемент регулярного менеджмента для РОПа планёрка помогает задать команде продавцов нужное направление в работе.
Главная задача режима дня организовать деятельность отдела продаж так, чтобы ни одна минута рабочего времени не была потеряна.
Планёрка обеспечивает рабочий настрой и явно дает понять менеджерам, что они находятся под неусыпным контролем РОПа.
В анализе результатов за предыдущий день озвучивайте следующие пункты:
объем продаж по отделу в % от плана на месяц;
объем продаж по каждому менеджеру в % от плана на месяц;
наилучший и наихудший результаты по отделу;
победы по сложным клиентам и закрытиям за день;
результаты сложных переговоров и личных встреч за день.
В планировании на текущий день обращайте внимание на следующие моменты:
корректировки по встречам с клиентами, в которых участвует РОП;
корректировки по задачам и KPI (по необходимости);
изменения в регламентах и стандартах работы с клиентами.
РЕЖИМ РАБОЧЕГО ДНЯ: ХОЛОДНЫЕ ЗВОНКИ
Для хорошего результата в холодных звонках запускайте их только в пакетном формате и не позволяйте сотрудникам других подразделений прерывать этот процесс.
Чем больше людей звонит одновременно и без перерывов в течение 1.5 часов, тем лучшим будет результат.
Есть нюанс: заполнение данных клиента в CRM-системе требует времени. Для сложных продаж разработайте Анкету клиента в бумажном виде. Её будет легко заполнить и занести в CRM в специально отведенное для этой активности время в течение дня.
Используйте в работе скрипты холодных звонков, а также установите регламент оптимальной длительности разговора с клиентом, который проявил интерес к вашему продукту. Обычно длительность беседы до назначения следующего события с клиентом не должна превышать 7-ми минут.
Формируйте режим дня вашего отдела так, чтобы каждый менеджер звонил «по холоду» не менее 2,5 часов. При правильном режиме и нормативах каждый менеджер обработает не менее 50 клиентов готовых к заказу за неделю, а это 200 клиентов в месяц. Это цифры для отдела, в котором на первичную квалификацию выделены колл-менеджеры. В случае, если ваши менеджеры делают первичные холодные звонки и закрывают клиентов, цифры будут ниже.
РЕЖИМ РАБОЧЕГО ДНЯ: ПЕРЕРЫВЫ
Перерывы в режиме рабочего дня выделены только для того, чтобы менеджер успел осуществить перезагрузку и выпить воды.
Помните, что категорически нельзя увеличивать время для перерыва в работе. Строго следите за тем, чтобы режим рабочего дня содержал не более 2-х 10-ти минутных перерывов и одного часового перерыва на обед.
Обмен мнениями по работе упаковывайте в вечерний «Разбор полётов» и препятствуйте сборам менеджеров вне этого собрания.
РЕЖИМ РАБОЧЕГО ДНЯ: РАЗБОР ПОЛЁТОВ
Завершайте работу «разбором полётов» — мероприятием, которое особенно полезно проводить ежедневно в молодых отделах продаж.
Разбор полётов — это собрание всех сотрудников отдела продаж для совместного подведения итогов дня. В случае, если вы только заступили на должность РОПа, создаёте отдел продаж с нуля или разрабатываете технологию продаж клиентам, эта активность поможет в сжатые сроки получить всю необходимую информацию с рынка, а также объединить и зарядить команду на результат.
Кроме этого, разбор полетов поможет вам снизить издержки на обучение менеджеров. Закрепление пройденного на тренингах активных продаж происходит в работе в поле. Но каким бы талантливым ни был тренер по продажам, в поле обязательно возникнут сложные вопросы, которые потребуют от РОПа вмешательства и помощи.
Вы можете ответить на вопрос менеджера в течение рабочего дня. Вечером во время Разбора полётов попросите менеджера рассказать всем сотрудникам отдела продаж в чем была проблема, и как он ее решил. Это обеспечит активное обучение продажам всего коллектива.
РЕЖИМ РАБОЧЕГО ДНЯ: КАК ВНЕДРИТЬ
Внедрение четкого расписания может пройти нелегко. Особенно в зрелых отделах продаж.
Для того, чтобы внедрение прошло быстро, воспользуйтесь нашими рекомендациями:
► 1. Внедрите в стандартные KPI норматив по соблюдению режима рабочего дня;
► 2. Внедрите «Журнал учета рабочего времени»: в распечатанном (не в электронном!) виде и разместите Журнал при входе в коммерческое подразделение. Журнал наглядно покажет всем сотрудникам опоздавших;
► 3. На магнитной доске ведите записи запланированных на день выездов и переговоров: тем, кто остается в офисе должно быть понятно где и чем занимаются остальные сотрудники;///
► 4. Если вы РОП, возьмите за правило никогда не опаздывать: приходите на работу на 30 минут раньше, уходите с работы на 1 час позже после всех сотрудников.
► 5. Проведите учёт рабочего времени: проконтролируйте, на какие активности ваши менеджеры тратят своё время. С помощью методики учета рабочего времени выявите хронофаги и «узкие зоны» вашего процесса продажи.
На основании полученных данных скорректируйте режим рабочего дня.