Квалификация клиента - это оценка входящего лида на его пригодность для ваших продаж.
Квалификация клиента определяет качество лида, который входит в вашу воронкупродаж и в Pipeline продаж и обеспечивает качество данных в вашей клиентской базе.
Узнайте из статьи, как проводить квалификацию, что такое система скоринга и как разработать систему квалификации клиента.
Читайте в статье:
Квалификация клиентов: какие задачи решает
Квалификация клиентов: когда проводить
Квалификация клиентов: система скоринга
Квалификация клиентов: оценка вероятности сделки
Квалификация клиентов: техника BANT
Квалификация клиентов: анкета клиента
Квалификация клиентов: как использовать результаты
Квалификация клиентов: как разработать
КВАЛИФИКАЦИЯ КЛИЕНТА: КАКИЕ ЗАДАЧИ РЕШАЕТ
Квалификация клиента — это важнейший этап цикла продаж.
Зачем мы проводим квалификацию клиента? Для того, чтобы оценить качество лида и сформировать стратегию его дальнейшей обработки.
Основные параметры, которые необходимо определить, это:
Профиль клиента:***Продавец анализирует, соответствует ли лид портрету целевого клиента или нет.///
Прогнозный объём сделки:***Менеджер выявляет размер вероятной сделки для того, чтобы определить важность лида и приоритетность в его разработке.///
Вероятность сделки:***Менеджер выявляет сроки и вероятность сделки: когда клиент готов размещать заказ?///
Если продавец не проведёт квалификацию клиента, он скорее всего потратит время на тех клиентов, с кем проще общаться или кого легче закрыть в сделку. Вероятность того, что перспективный и «жирные» лид будет утерян очень высока.
Квалификация клиента может содержать широкий список параметров:
Срочность потребности (или степень утепления лида – горячий/теплый/холодный);***
Размер компании;***
Обороты компании;***
Вероятная частота сделок;***
Кто в компании принимает решение о покупке (ЛПР/ЛВПР/ГПР);***
Критерии, по которому потенциальный клиент оценивает поставщика продукта/услуги;***
Ожидания клиента;***
Текущие проблемы, которые решает клиент с помощью нашего продукта;***
и т.д.
КВАЛИФИКАЦИЯ КЛИЕНТА: КОГДА ПРОВОДИТЬ
Кто и когда квалифицирует клиента?
Квалификация лида открывает процесс продажи:
Она проводится на стадии утепления и развития лида — Leads Development.
Если структура вашего отдела продаж построена как конвейер, т.е. функционал менеджеров разделен на хантеров (hunters), клоузеров (closers) и фермеров (fаrmers), то квалификацию осуществляет хантер на позиции «менеджер по привлечению и развитию клиентов» или оператор колл-центра.
Квалификация клиента – это ваш шанс «зацепить» клиента, вовлечь его в разговор, сформировать потребность и донести, что ваша компания и продукт это лучший выбор для решения его проблем.
Ваша задача на этом этапе не продать ваш продукт, а перейти на следующий этап. Это возможно сделать, обладая определенными навыками ведения переговоров с бизнес-клиентами. Технология квалификации клиента зашивается в скрипт разговора.
КВАЛИФИКАЦИЯ КЛИЕНТА: СИСТЕМА СКОРИНГА
Квалификация клиента может быть осуществлена методом скоринга — присуждение лиду балла по результатам оценки определенных критериев.
Как выбираются критерии, по которым оценивается клиент?
Сделайте ABC XYZ анализа клиентской базы, опишите сегменты, выявите критерии, которые характерны клиентам категории А и В. По ним сформируйте требования к потенциальным клиентам.
Вы или CRM-система присуждает потенциальному клиенту балл после оценки выбранных критериев.
Вы можете зашить в CRM-систему методику подсчета целевого балла по ряду критериев:
КВАЛИФИКАЦИЯ КЛИЕНТА: ОЦЕНКА ВЕРОЯТНОСТИ СДЕЛКИ
С помощью квалификации клиента вы можете оценить вероятность сделки. Для этого необходимо сопоставить ваши возможности (конкурентные преимущества) и требования клиента.
Сформируете список критериев, по ним присудите уровень важности для клиента. Затем оцениваете насколько вы соответствуете тому или иному критерию.
КВАЛИФИКАЦИЯ КЛИЕНТА: ТЕХНИКА BANT
Техника BANT является техникой, которая упрощает квалификацию клиента.
BANT (Budget, Authority, Need, Timeline) — это аббревиатура для оценки бюджета, полномочий, потребностей клиента и сроков сделки.
► Бюджет:Есть ли у потенциального клиента необходимый бюджет для покупки вашего продукта?
► Полномочия:Имеет ли контактное лицо полномочия принимать решения или в компании есть дополнительные люди, с которыми вам нужно поговорить?
► Потребности: Какие болевые точки в бизнесе стимулируют покупку продукта?
► Временная шкала:когда клиент собирается совершить покупку?
Техника BANT — это очень упрощенная техника квалификации. В ней первый критерий оценки это бюджет. Однако это не совсем верно, т.к. первоначальные, самые важные критерии оценки клиента, будут у каждого бизнеса свои и скорее всего ими станут возможные проблемы и потребности клиента, а не наличие средств для покупки.
КВАЛИФИКАЦИЯ КЛИЕНТА: АНКЕТА КЛИЕНТА
Для того, чтобы внедрить технику квалификации клиента, рекомендуем разработать Анкету клиента и в бумажном виде раздать менеджерам по продажам для того, чтобы они освоили как оценивать параметры клиента
Анкета особенно удобна при работе со сложными продуктами с длинным циклом сделки. Она служит чек-листом, который ведет продавца по процессу квалификации и помогает собрать исчерпывающую информацию о клиенте, выбрать шаг для следующего касания и оценить вероятность сделки.
Анкета разрабатывается на основании анализа клиентской базы. После работы с анкетой в бумажном виде утвержденные параметры «зашивается» в CRM-систему в виде полей карточки клиента.
КВАЛИФИКАЦИЯ КЛИЕНТА: КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ
► СТРАТЕГИЯ ПРОДАЖИ
Используйте данные квалификации клиента для того, чтобы выбрать или разработать с «нуля» стратегию работы с клиентом.
Данные анализа клиентской базы позволяют вам сформулировать наиболее выигрышную стратегию закрытия для той или иной категории, группы, отрасли, типа компании.
Используйте эти данные, чтобы разработать план работы с клиентом на основании его квалификации.
Не все лиды готовы к покупке. Те из них, у кого потребность находится в стадии формирования, требуют дополнительной проработки продавцом. Размещайте их в отдельную папку и применяйте к ним специальные техники продаж.
► КОРРЕКТИРОВКА СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ
Насколько хорошо вы понимаете боли клиента, его бизнес и требования к продукту? Чем точнее настроена система квалификации клиента, тем точнее вы сможете прогнозировать свой доход.
Не рассматривайте систему квалификации неизменной во времени и своевременно ее улучшайте.
► КОРРЕКТИРОВКА СИСТЕМЫ ЛИДОГЕНЕРАЦИИ
Квалификация клиента дает понимание каких именно клиентов приводит к вам ваш сайт и реклама. Используйте данные оценки клиентов для отладки методов лидогенерации.
КВАЛИФИКАЦИЯ КЛИЕНТА: КАК РАЗРАБОТАТЬ
ШАГ 1: Минимальные критерии
Установите минимальные критерии, которым должны соответствовать потенциальные клиенты. Определите, какие клиенты точно не смогут стать вашими.
ШАГ 2: «Идеальный» клиент
Определите характеристики компаний, которые покупают ваш продукт больше, быстрее чем другие. Поставьте задачу продавцам провести интервью с ключевыми лицами клиентов текущей клиентской базы.
Интервью можно совместить с вопросами для расчета индекса NPS.