В2В продажи сегодня - это сложное взаимодействие между клиентом и продавцом для большинства ниш.
Узнайте об основных типах В2В продаж, о стадиях процесса продаж для В2В рынков и основные техники, которые необходимо использовать в процессе продажи, чтобы достигать успеха и выполнять планы продаж.
Читайте в статье:
В2В продажи: что это такое
В2В продажи: классификация продаж
В2В продажи: отрасли, продукты, каналы
В2В продажи: основные перемены
В2В продажи: стадии и этапы бизнес-процесса
В2В продажи: техники продаж
В2В ПРОДАЖИ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ
B2B продажи (business for business — «бизнес для бизнеса») — это модель продаж, в которой компании в основном продают товары и услуги предприятиям, а не напрямую потребителям (B2C — business for customer). Основные отличия B2B от В2С продаж: большие объёмы поставок, длинные циклы продаж и сложные техники работы с клиентом.
В2В продажи стали сложнее. Продукты легко копируются, клиент требует от продавца высокой экспертности.
В2В продажи на современном рынке имеют набор специфических особенностей.
B2B продажи делятся по типу продукта, который вы продаёте:
Продажа товаров***Дилерские (оптовые) или дистрибьюторские (партнерская сеть) продажи. Фирма поставщик поставляет товар компании, которая выступает посредником и перепродает его конечному потребителю.***В процессе продажи всегда существуют этапы сложных переговоров с центром закупки. Чем дороже и/или сложнее продукт, тем дольше длится процесс продажи и тем больше людей участвует в процессе закупки.///
Продажа продуктов***Это продажа сложных продуктов, часто комплексных решений (продукт + внедрение + обслуживание). Продажи промышленных, строительных рынков с длинным циклом сделки и сложным процессом переговоров.///
Продажа услуг***Продажа различных услуг — бухгалтерские, тренерские, инженерные — любые услуги для прямого потребления корпоративного клиента.
В2В продажи — это огромный сегмент рынка: от обрабатывающей промышленности до розничной торговли. Объемы продаж у компаний работающих в В2В зависят от многих причин: от продукта, который она продает, спроса на рынке, размера компании, срока ее работы на рынке.
Может ли компания осуществлять продажи одновременно на В2В и В2С рынке?
Может. Например, облачная компания по хранению документов Dropbox обслуживает предприятия, а также частных лиц. Банки продают свои услуги частным лицам и компаниям.
B2B ПРОДАЖИ: ТИПЫ
В2В продажи делятся на типы.
► ПО СЛОЖНОСТИ
В2В продажи бывают транзакционными и консультационными (экспертными):
В транзакционных В2В продажах клиент приходит за продуктом понимая свои потребности. Цикл сделки в этих продажах короткий, роль продавца минимальна.
В консультационных В2В продажах клиенту разобраться самостоятельно в продукте сложно и ему требуется экспертиза продавца.
С появлением современных инновационных технологий все больше В2В продаж становятся экспертными. Ключевым навыком продавца становится способность обнаруживать не только существующие проблемы и потребности клиента, но и потенциальные, т.е. те, которые могут произойти в будущем.
Для того, чтобы закрывать больше сделок в сложных В2В продажах, вам необходимо понимать в чем Ценность вашего продукта для клиента, и как она может повысить эффективность его бизнеса.
► ПО КАНАЛАМ ПРОДАЖ
В2В продажи могут делиться по каналам продаж:
Корпоративные В2В продажи;***
Дилерские (оптовые) В2В продажи;***
Дистрибьюторские (партнерские) продажи;***
Розничные В2В продажи (поставка товаров розничным сетям-ритейлерам).
В2В продажи на промышленном рынке: здесь длинные экспертные продажи оборудования и запчастей к нему;***
В2В продажи IT-решений: комплексные продажи «продукт + внедрение»: продажа различной сложности программных продуктов (CRM, ERP и проч.).
B2B ПРОДАЖИ: 3 ПАРАМЕТРА ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОДАЖИ
Существует три параметра, которые сильно влияют на В2В продажи. Это:
отрасль, в которой работает В2В компания;***
продукт, который она продает;***
каналы продаж, через которые компания поставляет продукт рынку.
►ОТРАСЛЬ В2В ПРОДАЖ
Отрасль или ниша рынка, в которой компания делает В2В продажи, определяет ее привлекательность с точки зрения долгосрочной возможности получения прибыли. Не все отрасли являются прибыльными.
Есть отрасли, которые растут и развиваются, и в них В2В продажи будут приносить высокую прибыль. Есть отрасли, в которых конкуренция очень высокая, и в них необходимо формировать сильное УТП для продукта или сильное конкурентное преимущество для компании.
В В2В продажах продукт может быть разным. Это может быть товар, услуги различной сложности или сложные комплексные решения, в которых продукт требует доработки под покупателя, его внедрения в производство покупателя и/или сопровождения (послепродажного обслуживания).
Товар поставляется в оптовых и дистрибьюторских В2В продажах. Комплексные решения продаются в IT-отрасли и на промышленных рынках (рынок сложного оборудования, поставки запасных частей для производственных предприятий).
►КАНАЛЫ В2В ПРОДАЖ
Канал В2В продаж определяет способ, которым компания поставляет свой продукт на рынок. Существует четыревида каналов продаж
корпоративный: компания продает продукт (товар, услугу или решение) фирме, которая использует его в своем производстве;***
дилерский (оптовый): компания продает свой товар оптовыми партиями фирмам, которые затем перепродают его со своей наценкой разного типа клиентам;***
дистрибьюторский: компания продает товар ограниченному количеству фирмам-партнерам, которые далее осуществляют его дистрибуцию (распространение) на выделенной территории;***
розничный: компания продает товар розничным сетям.
Отрасль, продукт и канал продаж определяют, стратегию, техники и методы В2В продаж.
В2В продажи сильно изменились за последние годы. Стратегии В2В продаж, которые раньше работали, перестали быть эффективными.
Что изменилось в В2В продажах?
1. Продавать стало сложнее
Раньше компания находила поставщиков, изучала варианты и выбирала продавца на основании лучшего решения, который предлагал продавец. Процесс В2В продажи был относительно простым: маркетинг отвечал за УТП и упаковку продукта, менеджеры привлекали клиентов, и вели их по воронке продаж. Продажи были предсказуемы.
Сегодня В2В продажи стали много сложнее. Клиенты совершает много действий самостоятельно до встречи с продавцом: ищут способы решения своих проблем, находят решение, проводят исследования самостоятельно он-лайн, ищут рекомендации, собирают информацию, исследуют отзывы о компаниях-поставщиках в интернете, изучают аналитику и обзоры для того, чтобы сделать правильное решение.
В связи с доступностью информации сегодня в В2В продажах покупатель проходит до 60-70% процесса принятия решений даже не связываясь с продавцом.
Для того, чтобы влиять на решение клиента, продавцу сегодня необходимо понимать, как клиент принимает решение. Для этого важно понимать действия покупателя по его циклу покупки.
Сегодня в В2В продажах при принятии решения покупатель 60-70% действий осуществляет сам, не связываясь с продавцом.
2. Клиенты меньше доверяют продавцам
Согласно отчету Forrester, 59% покупателей предпочитают сами находить информацию в Интернете, потому что продавец навязывает продукт, а не помогает решить проблему. 57% признались, что они предпочли бы купить у продавца, который «не пытается оказывать давление».
3. Цикл сделки увеличился
Клиент в В2В продажах сегодня тратит больше времени, чтобы принять решение о покупке. Длина среднего цикла В2В продаж увеличилась на 22% за последние пять лет.
Причин две: первая — в том, что сегодня больше людей вовлечены в процесс принятия решения о покупке, и вторая — на рынке больше информации, которую покупатели использовать для принятия решений.
Увеличение длины цикла сделки означает, что сегодня необходимо начинать развивать клиента как можно раньше и повышать эффективность всего процесса продажи.
Результат в В2В продажах сегодня зависит от выполнения продавцами двух условий:
предоставлять клиентам качественный контент о преимуществах и выгодах продукта;***
повышать эффективность всего процесса продажи.
B2B ПРОДАЖИ: БИЗНЕС-ПРОЦЕСС
Процесс В2В продажи состоит из 4-х стадий: лидогенерация (Leads generation) — поиск лидов, утепление лидов (Leads development), лидоконвертация (Leads conversion) — закрытие лидов в сделку, (Client fulfillment) — выполнение обязательств перед клиентом, эккаунтинг (Account managment) — сопровождение и развитие клиентов.
Этапы на каждой стадии процесса В2В продажи будут своими для каждого бизнеса. Стандартные этапы следующие: квалификация, оценка потребностей, презентация, подготовка коммерческого предложения, его согласование, заключение договора, приход денег.
Эффективность процесса В2В продажи зависит от структуры отдела продаж, обученности менеджеров по продажам, системы мотивации сотрудников и качества управления.
Управление процессом продажи это комплекс мероприятий по управлению отделом продаж. Каждый этап В2В продажи требует своих показателей эффективности, специфических техник работы с клиентом. Структура отдела продаж выстраивается строго под процесс продажи.
Главная особенность В2В продаж состоит в том, что продавать приходится не одному сотруднику, а группе лиц, принимающих решение (ГПР).
Цель продажи заключается в том, чтобы донесении лицам принимающим решение о покупке, информацию о ценности продукта и о том, как продукт повышает эффективность бизнеса потенциального покупателя.
Шаги и действия продавца, с помощью которых он достигает этой целью являются стратегией продажи корпоративному клиенту.
В сложных В2В продажах с циклами сделок выше 2-х недель существуют следующие техники работы с клиентом:
► ЦЕННОСТЬ
Всегда доносите Ценность вашего продукта покупателю: презентуйте не свойства вашего продукта, а выгоды, которые получает клиент после приобретения и внедрения вашего продукта.
Выстраивайте диалог с клиентом с использованием SPIN-вопросов. Не «грузите» клиента длинным монологом, задавайте правильные вопросы так, чтобы клиент сам продал себе ваш продукт.
Изучайте, как именно клиент принимает решение о покупке. Ознакомьтесь с Циклом покупки по технологии СПИН-продаж для того, чтобы опережать действия клиента и закрывать каждую сделку.
► ХОЛОДНЫЕ ЗВОНКИ
В В2В продажах не ограничивайтесь лидогенерацией клиентов новомодными способами с помощью лендингов и директ-рекламы.
Используйте холодные звонки как эффективный метод прямого контакта с ЛПР и ЛВПР.
Вы узнали, что такое В2В продажи, о современной классификации В2В продаж, о стадиях процесса В2В продаж и техниках продаж для В2В рынках. Применяйте эту информацию для построения системы В2В продаж в вашей компании.
Оцените эффективность вашей системы продаж
Скачайте чек-лист и за 20 минут оцените эффективность вашей системы продаж