Технология продаж - это интегрированная в процессы отдела продаж комплексная методика как и что делать менеджеру по продажам на каждом этапе процесса продажи.
Технология продаж разрабатывается под специфику продаж: продукт, тип клиента, цикл сделки. Чем лучше и детальнее описано что именно должен делать продавец, тем выше производительность и результат.
Влияние технологии продаж на производительность продавцов можно и нужно измерять.
Читайте в статье:
Технология продаж: специфика b2b
Технология продаж: для кого полезна
Технология продаж и процессы
Технология продаж: чем обычно заменяем
Технология продаж: как внедрять
Технология продаж: 7 шагов к успеху
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДАЖ: СПЕЦИФИКА B2B
За последние 5 лет b2b рынок сильно изменился:
изменились методы продажи: 90% сделок готовятся он-лайн, количество очных встреч снизилось мин. в 2 раза;
изменился процесс принятия решений в компаниях Покупателей — он стал длиннее и сложнее;
снизились объемы закупок у постоянных клиентов — в компаниях трудные времена;
найти новых клиентов стало сложнее — потенциальные клиенты неохотно идут на смену поставщика;
развитие бизнесов замедлилось, целевые показатели падают: даже при растущих оборотах прибыль снижается.
Изменился процесс продажи, он существенно увеличился – как для существующих клиентов, так и для новых. Продавать в b2b стало сложнее.
Сложность b2b рынков будет усиливаться: в сторону комплексности подходов к потенциальному Заказчику, сложности его «утепления» и закрытия в первую сделку, а затем его удержания и развития до уровня «лояльного партнера».
Продажи в b2b — это комбинация 4-х компонентов:
Процессы продаж
Технология продаж
Автоматизация продаж
Таланты продавцов
B2B продажи: 4 компонента
Формализованная технология того, как и что делать продавцу на каждом этапе сложного процесса b2b продажи помогает сделать процессы максимально понятными и управляемыми.
Работающая и оптимальная технология продаж для любой торгующей компании сегодня — это ключевой фактор успеха, который отделяет успех компании от провала и/или стагнации в продажах.
► Если вы руководите отделом (РОП) или подразделением (Комдир): Это воспроизводимая и масштабируемая методика для увеличения показателей на каждом этапе процессов отдела продаж.
Если вы ее разработали и внедрили, то получаете повышение эффективности работы ваших бойцов в процессах, рост показателей, выполнение планов продаж, увеличение оборотов и дохода компании. Как следствие: для компании — рост доли рынка, для вас — реализация карьерных планов.
► Если вы менеджер по продажам: Это методика ваших действий на всем цикле сделки, которая адаптируется к вашей специфике (отрасли/типу b2b продаж) и разрабатывается с учетом лучших стратегий работы с клиентом для достижения результата (продажи).
Если работаете по технологии, то получаете рост производительности. Как следствие – стабильное выполнение планов, реализация личных и карьерных целей.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДАЖ И ПРОЦЕССЫ
Сложный процесс b2b продажи содержит разные виды процессов:
вы привлекаете и утепляете клиента — leads generation и leads development;
вы закрываете сделку — leads conversion;
вы обслуживаете клиента — client fulfillment;
вы удерживаете, развиваете и возвращаете клиентов — account management.
Технология продаж и процессы
Сквозной процесс продажи и сопровождения (обслуживания) b2b клиента — это сложный, многокомпонентный процесс.
Управление процессами невозможно осуществить только с помощью их автоматизации (внедрение CRM-системы) и регламентации.
Вот облако действий-видов работ, которые выполняют бойцы b2b рынков на ежедневной основе на различных стадиях процесса продажи:
Технология продаж в b2b: облако работ менеджера по продажам
Половина работ (50% — а иногда и больше!) — это не разовое действие, а повторяющиеся, иногда изменяющиеся процессные работы.
Каждый вид работ необходимо описать и формализовать с точки зрения эффективности продаж — это и есть Технология продаж.
Будь то квалификация лида, анализ возможностей, подготовка к переговорам или увеличение продаж в крупном клиенте, задача технологии продаж — связать процесс продажи с потребностями клиентов и обеспечить навигацию на каждом этапе процесса.
Невозможно увеличить конверсию и результат на выходе в виде растущего количества сделок без работающей Технологии продаж — методологии осуществления каждого вида работ с наилучшим результатом.
Технология продаж в сложных, проектных, комплексных b2b продажах дает менеджерам повторяемые и масштабируемые способы работы. Это обеспечивает выполнение целей, к которым стремится бизнес.
Невозможно увеличить конверсию и результат на выходе в виде растущего количества сделок без работающей Технологии продаж — методики осуществления каждого вида работ с наилучшим результатом.
Несколько ключевых преимуществ, которые даст вам эффективная формализованная Технология продаж:
Инструменты для эффективной оценки потенциала в новых клиентах;
Качественные стратегии развития действующих клиентов;
Инструменты управления возможностями продаж, ситуациями и проблемами в клиенте;
Стандартизированный контекст для обсуждения шагов необходимых на каждом этапе процесса продаж;
Выявление и формализация лучших практик, которые повышают вероятность закрытия сделки;
Способность копировать методы лучших продавцов;
Эффективные способы обучения продавцов.
Технология продаж включает в себя лучшие достижения продавцов и оптимальный набор действий для максимально результативной работы с клиентом. Итог — предсказуемые и ожидаемые результаты.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДАЖ: ЧЕМ ЗАМЕНЯЕМ
Исследований, которые анализируют зависимость производительности компании от наличия или отсутствия формализованных технологий продаж на российском рынке, нет. Приводим нашу субъективную оценку:
В компаниях уровня Enterprise (оборот свыше 500 М/мес.) существуют отделы, отвечающие за разработку технологий продаж. Однако практика оценки влияния внедренных технологий на бизнес-показатели менеджеров в большинстве случаев отсутствует;
В компаниях малого и среднего бизнеса компании замещают формализованные технологии продаж внедрением CRM-систем. Компании ошибочно считают, что автоматизация процесса продажи и есть технология, которая обеспечит рост результатов. Однако в 80% случаев внедрение CRM не только не повышает производительность продавцов в сложных проектных b2b продажах, но и существенно снижает ее. Особенно в первые 3-8 месяцев внедрения CRM;
В компаниях малого и среднего бизнеса часто путают Технологию и Регламенты. Назначение регламентов часто описать правила взаимодействия между сотрудниками разных подразделений, которые требуются в процессе продажи. Однако эти инструкции не способны охватить всю стратегию и тактику сложных продаж.
В 80% случаев внедрение CRM не только не повышает производительность продавцов в сложных проектных b2b продажах, но и существенно снижает ее. Особенно в первые 3-8 месяцев внедрения CRM.
На заметку РОПу:
Внедрение любой из популярных в России CRM-систем в качестве технологии автоматизирующей процессы продаж и контролирующей воронку и pipeline продажне заменяет необходимость разработки инструментов, правил и методов, с помощью которых менеджер будет проходить через каждый этап процесса продажи.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДАЖ: КАК ВНЕДРЯТЬ
Хорошо заточенные под специфику продукта, клиента и конъюнктуру спроса Технологии продаж необходимы для успеха продаж, но недостаточны.
Менеджеры не будут следовать Технологии, если у них не развиты навыки и способности, которые способствуют применению разработанной методологии.
Руководителям необходимо взять на себя последовательное внедрение — обучение, включающее практику «в полях», работа с потенциальными и действующими клиентами, и контроль использования всех внедряемых инструментов.
Со временем менеджеры развивают такую степень владения технологией продаж, что легко адаптируются к ситуациям у клиента различной сложности.
Чем лучше обучение, тем больше оно влияет на эффективность работы коммерсантов. Конверсия может увеличиваться до 15%-40%.
Заставить продавцов принять технологию продаж – обычная задача РОПа. Соединение технологии продаж с CRM-системой облегчает мотивацию к ее выполнению.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДАЖ: 7 ШАГОВ К УСПЕХУ
Как высвободить заложенный в бизнес потенциал с помощью Технологии продаж? С чего начать?
Используйте алгоритм из 7-ми шагов для разработки, внедрения и совершенствования Технологии продаж.
Шаг 1: Разработайте сейлз-Видение
Вам предстоит работа по выявлению лучшего опыта ваших продавцов, его обработке, улучшению, описанию, внедрению и обкатке до получения результата.
Сможете ли вы справиться с этой задачей без активного содействия вашей команды?
Как вы простимулируете ваших продавцов участвовать в разработке Технологии продаж и делиться своим опытом?
Вы отлично умеете указывать людям, что делать, как это делать и когда это делать. Гораздо реже вы тратите свое время на то, чтобы убедительно донести «почему» это надо делать.
Дайте людям четкую картину-видение ваших целей и результатов:
Почему и ради чего вы стартуете разработку технологии продаж?
Что это даст компании в будущем: кого вы победите и чего достигнете?
Какие перспективы получат те, кто примет активное участие в этом проекте?
Такой подход вызовет заинтересованность и простимулирует вовлеченность продавцов.
Шаг 2: Формализуйте технологию продаж
Выявите подходы, которые доказали свою эффективность для всех процессов продаж: привлечение клиентов (входящее с помощью маркетинга и исходящее по «холодному» рынку), закрытие в сделку и сопровождение, развитие, удержание и возврат.
Уделите особое внимание процессам привлечения клиентов — опишите методологию стратегических продаж, которая позволяет менеджерам управлять клиентами различных целевых сегментов и вести переговоры с вовлечением нескольких лиц, принимающих решения со стороны клиента.
Шаг 3: Интегрируйте технологию в процессы продаж
Процессы — это последовательность действий, продающих ваш продукт. Технология — это методы, которые объясняют на каждом шаге что делать, как делать и почему делать. Зрелый бизнес интегрирует методологию в процессы.
Интеграция включает в себя адаптацию как CRM-системы, так и всех ежедневных активностей рабочего процесса под принятую методологию.
Технология продаж: внедрение за 7 шагов
Шаг 4: Организуйте обучение и коучинг для внедрения, адаптации и усиления технологии
Кто у вас в компании будет отвечать за внедрение — обучение и коучинг продавцов?
Если в компании нет корпоративного университета, РОП берет на себя роль тренера. Так как от выполнения технологий зависит результативность отдела, мотивация РОПа должна стимулировать его обучить команду.
РОП обучает, участвует в переговорах и применяет персональный коучинг.
Шаг 5: Корректируйте систему мотивации
Используйте сбалансированную систему KPI, в которой назначьте определенный вес под KPI стимулирующий выполнение новых технологий продаж.
Введите контроль за использованием новых технологий и стандартов, результативность продавцов вырастает в среднем на 20-30%.
Шаг 6. Оптимизируйте инструменты
В течение 2-х месяцев улучшайте технологию продаж, работайте над разными инструментами так, чтобы они отражали лучший опыт ваших продавцов и действительно помогали им.
Шаг 7. Измеряйте и совершенствуйте
Регулярно контролируйте опережающие и результирующие показатели эффективности. Собирайте обратную связь с продавцов, вносите соответствующие коррективы и улучшайте технологию продаж.
Внедрение формализованной технологии продаж для всех процессов отдела продаж принесут результат не только в продажах, но и неотвратимо улучшат работу всей компании.
Чтобы технология продаж работала, компании необходимо внедрить сейлз-видение, проводить регулярное обучение и коучинг-поддержку, отслеживать и «докручивать» как показатели эффективности, так и саму технологию так, чтобы добиться стабильного роста продаж на длительном горизонте.
Разработайте план обучения менеджеров отдела продаж
Скачайте шаблон и разработайте план обучения продавцов